Самоуправление учащихся
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Цель ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы.
Задачи ученического самоуправления:
1) Создание условий для социализации учащихся.
2) Предоставление учащимся реальной возможности участвовать в управлении школой.
3) Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.
4) Обучение активным формам работы с учащимися.
Принципы самоуправления:
1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
5. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
6. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
Самоуправление учащихся

Основные направления деятельности:
Научно-исследовательская (курирует Учебный клуб)
Нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое направление работы (курирует Клуб организации досуга)
Труд и порядок (курирует Блеск-клуб)
Спортивно-оздоровительная (курирует Спорт-клуб)
Выпуск газет (курирует Пресс-центр)
Собрание (конференция) учащихся
1.1. Рассматривает основные направления деятельности школьного ученического коллектива.
1.2. Решает вопросы, связанные с участием учеников в управлении школой, совместной работой органов общественного самоуправления учащихся, учителей, родителей.
1.3. Формирует орган ученического самоуправления школой – Совет самоуправления учащихся.
1.4. Вырабатывает предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
I. Совет самоуправления учащихся
Высшим органом ученического самоуправления школы в период между собраниями (конференциями) является Совет самоуправления учащихся. Совет собирается не реже одного раза в неделю.
1.1 Участвует в планировании и организации внеурочной работы учащихся.
1.2 Организует самообслуживание учащихся, дежурство, поддержание дисциплины и порядка.
1.3 Готовит и проводит собрания (конференции) учащихся.
1.4 Организует выпуск газет, конкурсы, внеклассные мероприятия.
1.5 Заслушивает отчеты и информации клубов.
1.6 Принимает решения об использовании заработанных коллективом учащихся финансовых средств.
1.7 Совет самоуправления создает комиссии по отдельным направлениям деятельности.
II. Классное ученическое собрание
Высшим органом самоуправления класса является классное ученическое собрание, проводимое по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
2.1 Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
2.2 Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
2.3 Высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
2.4 Избирает совет класса, заслушивает и оценивает его работу.
III. Совет класса
3.1 Организует выполнение решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы.
3.2 Организует самообслуживание учащихся.
3.3 Обеспечивает дисциплину и порядок в классе.
3.4 Организует помощь в учебе учащимся, имеющим проблемы.
3.5 Готовит и проводит классные собрания и другие классные мероприятия.
3.6 При необходимости совет класса может создать свои комиссии (клубы) по отдельным направлениям деятельности.
Деятельность клубов
«Учебный клуб»
Школьники вместе с педагогами анализируют качество знаний учащихся, определяют мотивацию к учению, консультируют, пропагандируют самообразование, контролируют выполнение правил внутреннего распорядка.
Сфера управления:
1.Создание условий для учебной деятельности школьников.
2. Сбор информации об учебном процессе.
3. Проверка дневников, ведение рапортичек о пропусках.
4. Проведение интеллектуальных мероприятий.
Клуб «Организация досуга»
Способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности и развитию их способностей.
Сфера управления:
1.Проведение вечеров отдыха, праздников.
2. Проведение интеллектуальных игр, выставок, конкурсов.
3.Организация подготовки и проведения коллективных творческих дел.
4. Анализ эффективности проведения КТД.
5. Оказание помощи младшим, забота о ветеранах.
Спорт - клуб
Члены клуба возглавляют спортивную работу школы и класса, а также работу по пропаганде здорового образа жизни.
Сфера управления:
1. Подготовка и проведение спортивных соревновании.
2. Подготовка и проведение мероприятии по формированию ЗОЖ.
3. Участие в школьных и городских спортивных мероприятиях.
4. Сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса
Блеск-клуб
Члены клуба организуют работу по соблюдению чистоты и порядка в школе, учебных кабинетах и классных комнатах.
Сфера управления:
1. Организация уборки классного помещения.
2. Распределение учащихся для дежурства по школе.
3. Помощь учителям в обеспечении порядка в классе и школе.
4. Проведение субботников.
Пресс-центр
Организует работу по информированию учащихся школы и класса посредством выпуска газет, плакатов, размещению информации на сайте школы.
Сфера управления:
1.Выпуск газет, плакатов.
2.Написание заметок в газеты
3.Оформление классного уголка
4.Размещение информации на сайте школы.
Совет самоуправления учащихся
Совет самоуправления учащихся является высшим органом ученического самоуправления школы в период между собраниями (конференциями). Выбирается Совет в начале учебного года, после проведения выборов в классах. В Совет школы входят мэры классов и вице-мэры, а также руководители клубов: «Учебный клуб», клуб «Организация досуга», «Спорт-клуб», «Блеск клуб», «Пресс-центр». Возглавляют работу Совета мэр школы и вице-мэр школы.
Мэр школы выбирается в начале учебного года (2-3 недели сентября) путем проведения предвыборной кампании и тайным голосование учащихся 5-11 классов. Вице-мэр школы и руководители клубов выбираются открытым голосование на заседании совета самоуправления учащихся, после выборов мэра школы.
Совет самоуправления учащихся собирается не реже одного раза в неделю.
Функции совета самоуправления учащихся:
· Участвует в планировании и организации внеурочной работы учащихся.
· Организует самообслуживание учащихся, дежурство, поддержание дисциплины и порядка.
· Готовит и проводит собрания (конференции) учащихся.
· Организует выпуск газет, конкурсы, внеклассные мероприятия.
· Заслушивает отчеты и информации клубов.
· Принимает решения об использовании заработанных коллективом учащихся финансовых средств.
· Совет самоуправления создает комиссии по отдельным направлениям деятельности.
Обязанности школьников в организации ученического самоуправления
1) Творчески подходить к своим обязанностям.
2) Активно участвовать в подготовке, проведении и разработке решений общих собраний класса, школы, клубов.
3) Нести личную ответственность за работу своего класса, школы, клуба перед Советом школы, общим собранием.
4) Развивать самостоятельность младших школьников.
5) Отчитываться перед высшим органом ученического самоуправления за порученное дело.
Права школьников в организации самоуправления
1) Избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления класса и школы.
2) Участвовать в работе ученического самоуправления.
3) Вносить предложения по улучшению работы школы.
4) Участвовать в обсуждении и разработке документов, материалов по самоуправлению.
5) Свободно высказывать и отстаивать свое мнение.
6) Представлять ученический коллектив в общественных организациях.
7) Выступать с критикой и самокритикой.
8) Участвовать в вопросах поощрения и наказания.
9) Присутствовать на заседаниях совета самоуправления учащихся, педагогических советах (при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию учащихся)
10) Оценивать работу коллектива класса, школы.
11) Право выбирать вид деятельности, действовать самостоятельно.
12) Обращаться при возникновении конфликтных ситуаций за помощью в органы ученического самоуправления.