Школа безопасности

 

  Программа по безопасности образовательного пространства

МБОУ СОШ № 134

 

Безопасность детей в школе, наряду с успеваемостью и перегрузкой, является ещё одной « головной болью» родителей, многие из которых, порой не без оснований, опасаются вероятности наступления нежелательных последствий пребывания их детей в учебных заведениях массового типа. К этим последствиям многие родители склонны относить далеко не только  прямую угрозу физическому здоровью, но и первый опыт приобщения их детей к проявлениям массовой молодежной субкультуры – это овладение нецензурным лексиконом и его активное использование, курение, проб наркотиков, употребление спиртных напитков, вандализма, первых проб криминального опыта и т.д.

 

При этом родители не склонны анализировать истоки этих явлений в контексте общих социальных причин отклонений в поведении несовершеннолетних. Они знают главное: все неприятности с их детьми происходят в тот момент, когда те  учатся в школе. Поэтому источником этих неприятностей чаще всего считается работа самой школы. Правда, иногда признается негативное влияние таких социальных явлений как «воздействие телевидения» и «роль уличных компаний».

В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений  всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

 

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖ). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.

 

Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий ЧС, если учащиеся, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках систематического изучения основ БЖ в соответствии с решениями Правительства, Минобрнауки и МЧС России, требованиями образовательного стандарта.

На всех возрастных этапах обучающимся преподается специальный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Анализ программ и учебных пособий по ОБЖ показывает, что школьники на протяжении всего периода обучения получают исчерпывающие сведения о внешних угрозах и правилах поведения при чрезвычайных ситуациях, особенно природных и техногенных катастрофах. Задача курса : подготовить обучающихся к вероятным встречам с тем, что угрожает жизни и здоровью человека в макросреде.

 

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОУ, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах).  В стране почти 30 млн обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности ОУ в системе национальной безопасности России.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.

 

Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопасности образовательного пространства, органам управления образованием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время.

Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1. Общие положения

Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой и к смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Анализ заболеваний и происшествий в ОУ дает основания утверждать, что любая деятельность учащихся и персонала ОУ потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.

 

Эти положения составляют основу теории и методики обеспечения безопасности человека во всех видах его деятельности.

Проблемы обеспечения безопасности в ОУ были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности учащихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер. Практика показывает теснейшую связь между возникновением опасных ситуаций и происшествий самых различных видов. Но из этого вытекает и следующая важная особенность: любые меры, принимаемые для повышения защищенности ОУ от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно обеспечивают усиление защищенности ОУ от социальных, биологических, природных, криминальных, информационных и иных видов угроз.

 

1.2. Основные понятия

Опасность воздействие или угроза поражающего воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду.

Опасный фактор – природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся  или работников ОУ, их имуществу, среде обитания, правам и интересам.

Опасный производственный фактор негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучаемого или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора.

Опасная ситуация – любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении ситуация может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.

ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

ЧП (чрезвычайное происшествие) – обиходный разговорный термин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.

Экстремальная ситуация – реальная опасная ситуация, требующая максимального (экстремального) напряжения всех физических и моральных сил человека для его спасения и выживания.

Производственный травматизм характеризуется совокупностью травм.

Травма (рана) – это повреждение целостности тканей или органов тела, вызванное каким-либо фактором внешней среды. Различают производственные и бытовые травмы.

Несчастный случай – опасное событие, в результате которого человек получил увечье или иное повреждение здоровья на работе или в пути следования, повлекшее утрату профессиональной трудоспособности или смерть.

Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов, и повлекшее временную или стойкую утрату трудоспособности.

Безопасность ОУ состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод, имущества, окружающей среды и законных интересов обучаемых и работников ОУ от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве. Определение безопасности как «отсутствие опасности» неверно: в реальной жизни трудно найти ситуацию, в которой бы полностью отсутствовали опасности. К сожалению, и в домашней постели, и в чреве матери, и в классе, и за обеденным столом могут возникнуть неблагоприятные факторы и явления, влекущие ущерб для здоровья, нравственности или имущества человека.

Безопасные условия труда и иных видов жизнедеятельности – это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов).

Уровень защищенности (безопасности) зависит от имеющихся ресурсов и возможностей, мер и средств противодействия неблагоприятным факторам, которые сотрудники ОУ, родители и учащиеся умеют применять. Безопасность не бывает абсолютной, она всегда относительна в сравнении с каким-либо стандартом или образцом. Чем больше средств и способов своей защиты человек знает и применяет, тем меньше риск ЧС, тем реже он попадает в неприятные ситуации, тем интереснее и спокойнее он живет.

Система безопасности – это совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационные, технические, методические, санитарно-гигиенические, профилактические и иные средства и мероприятия для целей обеспечения безопасности. Система безопасности включает все средства обеспечения безопасности, в том числе технику безопасности и охрану труда.

Техника безопасности – совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной сфере.

Охрана труда – система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Рабочее место – место, в котором обучающийся или работник должны находиться,  или в которое им необходимо прибыть в связи с работой (учебой),  и которое прямо или косвенно находится под контролем ОУ. На своем рабочем месте каждый обязан соблюдать технику безопасности, иные требования по обеспечению БЖ.

Условия жизнедеятельности – совокупность благоприятных и неблагоприятных факторов производственной и окружающей среды, учебного и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность, здоровье и безопасность работников ОУ и обучающихся в процессе обучения, труда, досуга и иных видов жизнедеятельности.

1.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов

В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие виды (рис. 1):

природные  (землетрясения, наводнения, сели, оползни, штормы, засухи, холода и т. п.);

социально-биологические (болезни, эпидемии);

техногенные (аварии или катастрофы, связанные с техникой);

социальные (криминальные, политические, экономические, семейно-бытовые, этнорелигиозные, военные).

 

 

Опасные и чрезвычайные ситуации в ОУ

Часто опасные ситуации являются смешанными. Например, ураганы и землетрясения сопровождаются пожарами, авариями, а наводнения и засухи – эпидемиями и кражами. Техногенные и природные опасности в ОУ часто переплетаются с социальными факторами и последствиями (например, ДТП, обрушение здания).

 

Усредненные данные о ежегодных людских потерях:

на дорогах погибает 34 тыс. человек; 200 тыс. человек получает телесные повреждения (10–15 % умирает);

на пожарах погибает 18 тыс. человек; 20 тыс. человек получает телесные повреждения (около 10 % умирает);

от криминальных действий убитых 34 тыс. человек;

50 тыс. человек пропавших без вести (20 % из них – убитые); 180–190 тыс. человек получает тяжкие телесные повреждения (20 % из них умирает);

всего около 15 млн человек страдает от различных криминальных посягательств;

от терактов в ОУ – десятки (сотни) человек, правда, не каждый год;

от неумеренного употребления алкоголя и наркотиков погибает 80 тыс. человек – от передозировки наркотиков; 40 тыс. человек – от отравления алкоголем;

от утопления погибает 20 тыс. человек;

от суицидов погибает 50 тыс. человек;

от болезней, спровоцированных табакокурением, умирает более 1 млн человек;

от бытового и производственного травматизма погибает 100 тыс. человек.

Актуальность проблемы безопасности в ОУ обусловлена многочисленными реальными фактами опасных ситуаций в ОУ. Кроме того, несчастье с ребенком всегда приобретает особый общественный резонанс. Именно этим определяется необходимость выявления и изучения всех видов опасностей в сфере образования.

Из природных явлений в ОУ чаще приносят беду:  холод, жара, наводнения ураганы.

Из социально-криминальных опасностей в ОУ чаще отмечаются конфликты среди учащихся, факты вандализма и хулиганства, кражи, грабежи, вымогательство, телесные повреждения, ложные сообщения о готовящихся терактах,   реже,  имеют место реальные взрывы, поджоги,  захват заложников из числа учащихся.

Техногенный ущерб чаще всего связан с  пожарами, протечками и авариями с водой, происшествиями с электропроводкой и приборами.

 

Социальные опасности возникают в тысячи раз чаще, чем природные. Количество пострадавших от всех видов криминальных опасностей по российской статистике – около 3 млн. человек ежегодно, а с учетом скрытых и незаявленных фактов преступлений – около 10 млн. человек. Принимая во внимание страдания близких и членов семей потерпевших, эту цифру можно увеличить в пять-шесть раз. Эти данные говорят об актуальности и необходимости изучения материалов о социально-криминальных опасностях для каждого работника ОУ и учащегося.

Часто относительно малоопасные ситуации (опыт на уроке химии, занятия в спортзале, дискотека, поездка на автобусе) могут мгновенно перерасти в опасные. Например, едкое вещество попало в глаз, машину начало заносить на скользкой дороге, загорелся электроприбор, завязалась драка и т. д.

Чаще всего ОУ сталкиваются со смешанными происшествиями: социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными.

Каждый год учащиеся на лестницах ломают руки и ноги, травятся пищей, попадают под колеса автотранспорта. Статистика разных лет иногда поразительно сходна, что свидетельствует о некоторых закономерностях в появлении факторов, ведущих к малым и большим происшествиям.

В ОУ необходимо прогнозировать следующие возможные виды угроз (происшествий, опасностей, несчастных случаев, ЧС).

 

Социально-политические:

  • массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан;  акты политического (международного, религиозного) экстремизма и терроризма.

Социально-криминальные:

  • противоправное проникновение посторонних в ОУ; хищения имущества обучающихся, воспитанников, работников ОУ;

  • хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, самотравматизм;

  • вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков;

  • уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок;

  • угрозы осуществления терактов;

  • теракты криминального характера (взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ, захват заложников и иные).

Техногенные и социально-техногенные:

  • пожары, взрывы газа;

  • разрушение, обрушение конструкций зданий, сооружений;

  • увеличение объема сточных вод или концентрации загрязняющих веществ до уровня, оказывающего критическое влияние на функционирование ОУ;

  • отключения и аварии в системах теплоэнергоснабжения, жизнеобеспечения и иных;

  • выброс (угроза выброса) биологически опасных веществ или внезапно обнаруженное их длительное воздействие;

Природные и социально-природные:

  • стихийные бедствия ( холод, эпидемии);

  • эпидемии и заболевания, заражения людей, животных и растений возбудителями опасных инфекций;

  • метеорологические опасные явления; природные пожары.

 Угрозы экологического характера:

  • смог, превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в атмосфере в 30 раз;

  •  нехватка питьевой воды и воды для обеспечения технологических процессов в системах жизнеобеспечения.

Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:

  • групповые случаи опасных инфекционных заболеваний

  • инфекционные или лихорадочные заболевания невыясненной этиологии;

  • массовые отравления некачественными продуктами питания и водой, опасными химическими веществами в быту;

  • появление опасных для человека больных диких животных и птиц.

В имеющемся в школе паспорте безопасности, утвержденном на 5 лет,  учитываются и отражаются возможные количественные показатели ущерба от этих угроз, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей, а также данные о группировках правонарушителей в прилегающем к ОУ микрорайоне, о фактах вандализма, угроз, вымогательства, иных возможных противоправных действиях. По каждой возможной опасной ситуации в паспорте безопасности прогнозируются и планируются (с привлечением специалистов и консультантов) ответные действия персонала ОУ, аварийных служб и бригад по ликвидации этих угроз, аварий, ЧС и их последствий.

1.4. Причины происшествий, опасных ситуаций, травматизма и заболеваний в ОУ

Опасности часто скрыты: радиация, износ трубопровода, осколок в траве. А некоторые видны, но не всегда оцениваются как опасность: посторонний запах, чужая машина, подозрительные люди, разлитое масло, пьяный человек, собака с пеной у рта. Независимо от того, видим мы их или нет, такие опасности существуют постоянно и везде, никто от них не застрахован. У любой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина, например неисправность, недисциплинированность, невнимательность, незнание. Даже если вы пострадали от аварии или от преступника, в этом есть доля и вашей вины.

 

С учетом мнений социологов и криминологов, комиссий по расследованию ЧС расположим различные причины и негативные факторы (процессы и явления) в порядке убывания их значимости и степени влияния. Вот что выходит на первые места:

·        недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся;

·        непонимание серьезности проблем БЖ;

·        сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к правонарушителям;

·        неорганизованность досуга учащихся;

·        слабая система безопасности и охраны ОУ;

·        целенаправленные действия преступников;

·        негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;

·        отсутствие необходимой правовой и социальной информации;

·        недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения;

·        недостаточное изучение педагогами реальной жизни учащихся, их интересов и контактов;

 

Как видно, комплекс причин опасностей в ОУ не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном. Однако главным звеном остается воздействие на учащихся, родителей и персонал ОУ, т. е. на человеческий фактор.

При сохранении указанных выше причин и негативных факторов легко предсказать дальнейший рост количества происшествий, преступности, травматизма в ОУ.

Чрезвычайные и менее опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. На самом деле это не так. Каждый должен знать, что в любое время и в любом месте могут произойти какие-нибудь негативные события и явления. Нельзя вдруг отменить недостатки отдельных правовых норм и их исполнителей, сильный мороз, отключения электричества, нарушения правил дорожного движения, детские шалости, пьянство, глупость, ревность, месть, зависть. Поэтому выявление, анализ, предупреждение и решение проблем безопасности должны обеспечиваться непрерывно на каждом этапе образовательного процесса, в каждом классе, на каждом рабочем месте, в коридоре, в классе, во дворе и т. д.

 

Причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала, обучающихся и воспитанников ОУ можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от учащегося или работника.

К техническим причинам относятся:  неисправности механизмов, приборов, отсутствие заземления, неисправности электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении,  устаревшие продукты питания, неисправность оборудования и др.

К организационным причинам относятся:

  • нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда, недостаточный контроль, недостатки в обучении безопасным приемам работы и проведении инструктажей по безопасности,  неудовлетворительная организация и содержание территории;

  • небрежное отношение преподавателей к обучению учащихся безопасным приемам работы; слабый контроль соблюдения инструкций по безопасности;

  • несвоевременное и неквалифицированное расследование происшествий;

  • слабая организация дежурств; недостатки воспитательной работы; слабое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики правонарушений и травматизма.

 

К личным причинам относятся:

  • недисциплинированность учащихся, беспечность, нарушение правил внутреннего распорядка и инструкций по безопасности;

  • незнание правил и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие необходимых знаний, навыков и умений, культуры безопасного поведения.

  •  малоэффективная педагогическая работа по воспитанию культуры безопасного поведения учащихся.

Статистика травматизма в ОУ свидетельствует, что 2/3 травм получены учащимися на переменах. Это подтверждает, что наиболее распространенной причиной школьных опасностей является низкий уровень организации и поддержания порядка в ОУ. Травмы, полученные на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях, на других уроках, составляют менее одной трети общего количества. Из них половина – это ушибы, растяжения, вывихи, переломы костей конечностей и отравления. Мальчики травмируются почти в два раза чаще, чем девочки.  Как правило, все происшествия,  травмы случаются по нескольким причинам, действующим одновременно, что облегчает их заблаговременное выявление. Однако для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход с участием всех субъектов безопасности: учащихся, педагогов, родителей.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения, рекомендаций психологов и постоянный контроль позволят улучшить общее состояние безопасности ОУ.

Основные пять стадий развития опасной ситуации можно представить следующей схемой

 

 

Эта схема показывает общие закономерности развития практически всех видов опасных ситуаций, которых в нашей жизни великое множество. На всех стадиях развития опасной ситуации или ЧС есть свои меры позитивного влияния на ситуацию, которые и следует взять на вооружение каждому человеку.

Однако ни один специалист ОУ не в состоянии одинаково полно изучить и помнить все возможные факторы ЧС и меры защиты от них. Даже добротный паспорт безопасности ОУ не поможет отдельному педагогу или администратору. Во-первых, он очень объемен и неудобен для личного пользования, во-вторых, он создается всего в нескольких экземплярах, которые хранятся в разных организациях в режиме ограниченного доступа.

 

Часто опасности возникают в самых обыденных местах, когда их не ждешь. Например, вырвали из рук сумку, обманули мошенники, придрались правоохранительные органы, поскандалил с соседом, угнали машину. Статистика красноречиво говорит о том, что на работе и дома, на уроке и на даче, в любом месте могут возникнуть вредные природные или техногенные воздействия, криминальные ситуации, опасные встречи и другие неблагоприятные факторы. Тысячи людей ежедневно ломают руки и ноги на лестницах. Но этого не произойдет, если всегда держаться за поручни, правильно ставить ноги (на носок, а не на пятку) и следить за своей обувью (каблук не должен быть сношен).

 

Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

1. От обычных происшествий и опасных ситуаций погибает людей (в т. ч. обучающихся и воспитанников) в сто раз больше, чем от ЧС, но они не попадают в статистику МЧС и не вызывают повышенного внимания в руководящих документах.

2. Значительную часть этих потерь можно уменьшить, поскольку более 70 % пострадавших погибает не от стихийных бедствий, а от отсутствия элементарной культуры безопасного поведения и недостаточности необходимых знаний и умений у населения, в том числе и у части медработников.

3. Дорогостоящее укрепление технической и тактической готовности к защите ОУ от терактов и иных ЧС не приведет к снижению общих потерь, если эти меры не будут одновременно защищать ОУ от множества других обыденных (нечрезвычайных) опасностей социального характера.  Никакие дорогостоящие суперсистемы безопасности не гарантируют снижения травматизма, если в голове у каждого не будет качественных знаний о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи. Твердое усвоение трех-четырех простейших навыков (придание пострадавшему позы выживания, остановка крови, искусственное дыхание) помогло бы сберечь ежегодно десятки тысяч жизней. Не менее важны для уменьшения количества пострадавших такие навыки, как правильное хождение по гололеду и скользким лестницам, выбор одежды и обуви по погоде, правильное хранение продуктов и денег, общение в конфликтных ситуациях и, в особенности, умение предвидеть неблагоприятное развитие обыденных ситуаций.

4. Самые строгие меры и законы не помогут снизить потери общества и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будет создано условий для развития системы формирования безопасности личности, безопасного поведения, проектирования и внедрения комплексных технических и социальных систем безопасности.

5. Любые действия не будут эффективными, если не будет обеспечено единство целей и механизма взаимодействия общества, семьи, коллектива, организации. Эти выводы помогают осознать важность целого ряда требований к обеспечению безопасности ОУ, созданию комплексных систем безопасности (выбору средств, режима, типа отношений в коллективе, с родителями), позволяющих достичь наибольшего эффекта.

 

Травматизм учащихся и работников МБОУ СОШ № 134 за  3 года

 

В результате планомерной и системной работы по выполнению требо­ваний охраны труда, соблюдению техники безопасности и профилакти­ки производственного травматизма в МБОУ СОШ № 134 в течение трех лет не наблюдается случаев производственного травматизма, и снизился % несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками во время учеб­но-воспитательного процесса. Документы учреждений, организаций, комиссий, уполномоченных осуществлять контроль, подтверждающие безопасность условий пребывания в Учреждении

  • Акт приемки образовательного учреждения  к новому  учебному году.

  • Сведения государственного инспектора по охране труда об организации охраны труда в учреждении.

  • Заключение территориального отдела Государственного пожарного надзора  на соответствие требований пожарной безопасности.

  • Акт- разрешение проведения занятий по кабинетам (спортивный зал, информатика, химия, физика).

  • Заключение Роспотребнадзора о соответствии ИВТ требованиям санитарных правил и норм

  • Акты о паспортизации кабинетов повышенной опасности.

  • Договор с ООО ЧОО "А-13

Система работы, обеспечивающей условия безопасности пребывания в МБОУ СОШ № 134

 

Ежегодно в образовательном учреждении  разрабатывается и утверждается комплексный план мероприятий по обеспечению образовательного учреждения с определением функциональной ответственности. Организация работы по обеспечению требований охраны труда, пожарной безопасности, антитеррористической защищённости, санитарно-эпидемиологической безопасности, охраны здоровья участников образовательного процесса, предупреждения возникновения ЧС осуществляется через комплекс мероприятий в соответствии с законами РФ и нормативными правовыми актами.

Уровень материально-технического обеспечения безопасных условий (наличие пожарно-охранной сигнализации и т.д.)

  1. Для обеспечения пожарной безопасности в образовательном учреждении установлена современная АПС и система оповещения
    людей при пожаре (акт приемки 12.10.06.)

  2. Школа обеспечена 100% первичными средствами пожаротушения (огнетушители типа ОУ и ОП).

  3. Техническим средством оповещения является автоматическое голосовое оповещение АПС с подготовленной информацией для постоянного и переменного состава в случае возникновения ЧС.                

   Действия 

сотрудников охранного предприятия  ООО ЧОО "А-13"»

Должностные обязанности сотрудника

Эффективность выполнения

1.

Создание условий для обеспечения безопасности и правопорядка всем участникам образовательного процесса.

Организовано круглосуточное дежурство сотрудников охранного предприятии ООО ЧОО "А-13

2.

Обеспечение дежурства и наблюдение за участниками образовательного процесса, соблюдение ими установленного порядка, правил поведения, сохранности материальных ценностей и оборудования.

Согласно должностным обязанностям и особым обязанностям дежурного сотрудника охраны (прилагаются)

3.

Создание условий по исключению угрозы жизни, здоровья и человеческого достоинства учащихся, педагогического коллектива и персонала школы.

При проведении уроков безопасности, тренировочной эвакуации являются помощниками администрации, действуют согласно общим правилам.

4.

Осуществление контроля за сохранность имущества, пресечение попыток его порчи и хищения, выноса материальных ценностей за пределы здания школы.

Если сотрудники замечают хулиганские действия некоторых учащихся, выражающихся в порче имущества, рисовании на стенах, порче стендов в холлах школы, немедленно сообщают об этом администратору с привлечением ученика.

5.

Проверка транспортных средств, прибывающих на территорию школы. Ведение записи о прибытии и убытии транспорта.

Согласно приказу на территорию допускаются только служебные машины с обозначенными номерами, их марками и хозяевами.

6.

Проверка предметов, проносимых в помещение посторонними лицами.

Сотрудники не допускают прохождение лиц с крупными предметами, сумками в здание школы. Если родители приходят к директору или к учителю с крупными вещами, сумки оставляют при входе в школу. При выходе из школы, забирают.

7.

Ведение записи посещения школы посторонними лицами в специальном журнале с указанием времени посещения.

Существует специальный журнал записи посещения школы посторонними лицами, где прописано время прибытия и убытия.

При необходимости сотрудник охраны сам  сопровождает посетителя к администратору.

8.

Периодические обходы школы и прилегающей территории, посещение подвала и чердака (согласно порядку обхода).

Каждый из сотрудников во время своей смены совершает обход территории, о результатах сообщает дежурному администратору в устной форме.

9.

Знание нормативных документов по вопросам охраны труда и правилам пожарной безопасности, требования по охране прав несовершеннолетних, правил первой доврачебной помощи.

Все сотрудники прошли инструктаж не только в своем предприятии, но и на месте дежурства в школе.

Инструкции по действиям при угрозе терроризма, противопожарной безопасности, ЧС , номера телефонов находятся на месте дежурства. При необходимости каждый из сотрудников имеет возможность сделать срочное сообщение.

10.

Знать постоянное местонахождения директора школы, дежурного администратора, места нахождения средств пожаротушения, прерывания источников подачи воды, электроэнергии, канализации и умение ими пользоваться.

Все сотрудники оповещены о номерах телефонов администрации школы, как домашних, так и мобильных. При необходимости сразу же сообщают обо всем.

11.

При заступлении на пост, сдаче дежурства докладывать по телефону

287-13-98

Сообщается ежедневно при сдаче и приеме смены.

12.

Вести журнал приема и сдачи дежурства рапортом на имя руководителя учреждения.

Журнал ведется ежедневно, сотрудники охраны рапортуют о прибытии на место дежурства, ежедневно проверяют тревожную кнопку.

 

Медицинская помощь в школе осуществляется фельдшером, состоящим в штате ГБУЗ НСО  «Городская клиническая поликлиника № 22». Медицинский пункт расположен на первом этаже и состоит из кабинета врача и процедурного кабинета. Режим работы медицинского кабинета вторник с 10/30-16/18, средя,пятница с 8.00 до 16.00. Медицинский кабинет оборудован, имеется необходимый запас ме­дикаментов и инструментария. Лечебно-профилактические мероприятия проводятся в со­ответствии с планом работы медицинского кабинета и должностных обязанностей медицинского работника. Контроль за организацией прохождения меди­цинских осмотров осуществляет администрация школы, медицинский работник и классные руководители. Учащиеся, не прошедшие меди­цинский осмотр в установленные сроки, обследуются в течение учебно­го года по направлению медицинского работника. В течение учебного года учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, проходят курс лечения в дневном стационаре городской детской больницы.

 

Здоровьесберегающая деятельность

 

Диспансеризация учащихся проводится регулярно. Ежегодно медицинскому осмотру подвергается 80% учащихся. Вакцинация и ревакцинация проводится в соответствии с графиком под контролем медицинского работника.

Расписание уроков согласовано с Роспотребнадзором и соответствует требованиям СанПиНа. В режиме работы школы предусмотрены две перемены по 20 минут. Согласно санитарно-гигиеническим нормам в начальной школе ежедневно проводится динамическая пауза, уроки в первых классах по 35 минут. Во время уроков учителя начальной школы проводят физкультминутки. Со второго класса введен третий час физической культуры, предназначенный для оздоровительных мероприятий на свежем воздухе. Между урочной и внеурочной деятельностью соблюдается пауза в 45 минут.

В целях пропаганды здорового образа жизни классные руководители акцентируют внимание на правильном питании, правилах безопасного поведения и действиях в чрезвычайных ситуациях. Одно из направлений классных часов – развитие познавательного интереса к способам сохранения и укрепления здоровья. В начальной школе осуществляется проект «Разговор о правильном питании»

 

В школе действует летний лагерь дневного пребывания с трёхразовым питанием, в котором укрепляют своё здоровье 30% детей в возрасте от 7 до 15 лет. Ежедневно проводятся утренняя оздоровительная гимнастика и спортивный час, в благоприятную погоду -  солнечно-воздушные ванны.  В период лагерной смены реализуется программа о правильном питании «Две недели в лагере здоровья».

 

Для укрепления и сохранения здоровья детей, формирования у детей ценностного отношения к собственному здоровью, педагогический коллектив осуществляет внедрение современных здоровьесберегающих технологий. Большинство таких технологий сопряжено с занятиями физической культурой и спортом.

Немаловажное значение для охраны здоровья и безопасности обучающихся имеет организация школьного питания.

 

План  мероприятий по контролю за организацией  питания и соблюдением санитарно – эпидемиологических норм в столовой  МБОУ СОШ № 134

 

 Мероприятия

Сроки

Ответственный

1. Создание бракеражной комиссии.

Август

медсестра

2. Проверка целевого использования продуктов питания и готовой продукции.

ежемесячно

медсестра
 бухгалтер

3. Проверка соответствия рациона питания согласно утвержденному меню.

ежедневно

медсестра

4.Контроль за чистотой обеденного зала, наличием моющих и дезинфицирующих средств.

ежедневно

зам. по АХР

 

5.Контроль за соблюдением санитарно – эпидемиологических норм, чистотой пищеблока.

ежедневно

Зам. по АХР

 

6.Проверка документации по организации питания и санитарно – эпидемиологических норм

ежемесячно

Директор

Зам. по УВР

7. Контроль за  качеством продукции и приготовлением  пищи.

ежедневно

члены бракеражной комиссии

8.Контроль санитарного состояния пищеблока и температурного режима имеющихся холодильников.

ежедневно

медицинский работник

 

9. Контроль соблюдения правил личной гигиены сотрудниками столовой.

ежедневно

Зав.столовой, медицинский работник

10.Контроль  прохождения медицинского осмотра работниками пищеблока.

по графику

секретарь учебной части

11.Контроль за получением и качеством бесплатного горячего  питания для социально – нуждающихся учащихся

ежедневно

Отв. за организацию питания

12.Контроль за хранением продуктов питания, соблюдением товарного соседства, сроков реализации продукции, наличия сертификатов на продукты

ежедневно

Директор

Председатель бракеражной ком.

13. Проверка книги жалоб и предложений

в течение года

директор

14.Контроль за соблюдением санитарно – эпидемиологических норм учащихся перед приемом пищи.

ежедневно

классные руководители

1х – 11х классов

15.Контроль за наличием гигиенических принадлежностей в местах мытья рук  перед приемом пищи.

ежедневно

зам по АХР

 

16.Контроль за работой технологического оборудования пищеблока, профилактические работы.

не реже 1 раза в четверть

представители медтехсервиса

17.Контроль за состоянием и работой водопроводных и канализационных систем в столовой.

ежедневно

Зам. по АХР

18.Контроль за наличием и состоянием рабочей одежды работников пищеблока

ежедневно

Зам. по АХР

19.Контроль за организацией дежурства в обеденном зале.

ежедневно

Зам. дир.УВР

дежурный учитель

 

 

 

 

Нормативно-правовая база безопасного образовательного пространства

Нормативно-правовая база безопасного образовательного пространства соответствует перечню нормативной документации по обеспечению безопасности образовательного учреждения. В образовательном учреждении сформирована нормативная правовая база по следующим направлениям:

  • организация антитеррористической деятельности («Положение об организации контрольно-пропускного режима», «Паспорт антитеррористической защищенности », «Журнал учёта посетителей», «Инструкции и памятки о поведении в случае теракта» и др);

  • деятельность по организации ГО и защиты от ЧС («Инструкция по действиям персонала в чрезвычайных ситуациях», «План ГО и ЧС школы со всеми соответствующими приложениями»);

  • организация безопасности образовательного и производственного процессов («Акт готовности ОУ к новому учебному году», «Акты – разрешения на проведение занятий в кабинетах повышенной опасности», «Соглашение по охране труда», «Должностные инструкции по охране труда и технике безопасности», «Инструктажи: вводные, на рабочем месте» и др);

  • обеспечение пожарной безопасности («Планы и инструкции по эвакуации людей и имущества», «Инструкции по обеспечению пожарной безопасности» и др);

  • обеспечение электробезопасности («Акты проверки сопротивления и изоляции», «Правила эксплуатации электроустановок» и др);

  • обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности («Комплексная подпрограмма «Здоровье»);

  • обеспечение безопасности на дорогах («Журнал регистрации экскурсий и походов», «Инструкции для учащихся и руководителей о поведении на дорогах» и др)

По соблюдению нормативно-правовой дисциплины ежегодно и по итогам проверки издаются приказы руководителя образовательного учреждения с последующей выработкой управленческих решений.

Дата последнего обновления страницы 04.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения